Отдел бухгалтерии либо один штатный бухгалтер должен быть на любом предприятии независимо от формы собственности, структуры и денежного оборота. Как правило, рабочая деятельность бухгалтеров закреплена специальными должностными инструкциями, формы и содержание которых могут незначительно отличаться в той или иной фирме.
Какие же должностные функции должен выполнять бухгалтер, какова его сфера деятельности, должен ли он подавать и готовить всю документацию для отчётности при проверках?
Должностные обязанности бухгалтера: список и пояснения
Правильное и юридически безупречное оформление должностной инструкции бухгалтеров – пожалуй, главный «ключ» к минимизации расходов и выдач предприятия, повышения его финансовой рентабельности и оборота. В целом рабочую деятельность бухгалтера можно разделить на три основных функции:
- Расчёт, начисление и корректировка заработной платы сотрудников фирмы. Сюда же относятся начисления премий, социальных выдач и других денежных средств персоналу.
- Расчёты с поставщиками. Оформление и заполнение расчётных накладных и другой документации, расчёт оптимальных форм и периодичности закупок (поставок) сырья, реализуемых предприятием товаров и других материальных ценностей.
- Заполнение и контроль первичной документации. Все документы о деятельности, финансовой отчётности, любых бумаг для фискальной службы (ДФС), обработка ежедневных, ежеквартальных и других отчётов – этим также занимается отдел бухгалтерии.
Инструкции бухгалтера по расчёту заработной платы сотрудников
Какой-либо фиксированной инструкции, равно как и «золотого стандарта» заполнения документации или единых формул начисления зарплаты в Украине нет. Работодатель может устанавливать периодичность и специфику выплаты заработка в соответствии со своими пожеланиями, если они не противоречат КзоТ Украины. Однако корректно составленный и утверждённый документ должен быть обязательно – с ним знакомятся все сотрудники при трудоустройстве на предприятие.
Составлением этого документа, регулярными расчётами, заполнением соответствующей документации, своевременными и точными начислениями заработанных денежных средств на счета сотрудников – всё это входит в услуги бухгалтера предприятия. Если специалистов несколько, должностные обязанности могут быть разделены, если бухгалтер один, эти функции он выполняет самостоятельно.
Расчёты с контрагентами, заполнение документации, учёт материальных ценностей
В список первичной документации входят счета, накладные, счета-фактуры, сертификаты, доверенности, акты и другие документы, учёт, контроль и мониторинг которых обязан выполнять именно бухгалтер предприятия. Не менее важен и регулярный учёт материальных ценностей фирмы – например, рабочего оборудования, арендуемых производственных помещений, реализуемой или готовой к отправке контрагентам продукции.
Если деятельность предприятия достаточно узконаправленна, а общий оборот и количество контрагентов (поставщиков) невелико, эти функции вполне под силу одному бухгалтеру. В случае расширения бизнеса, открытия филиалов или значительного увеличения денежного оборота лучше всего нанять ещё несколько бухгалтеров в компании «Аудит и Право», сформировав регулярный штат.